Настройка тарифов на услуги автотранспорта в 1С:УАТ

Установка цен на услуги — одна из первоочередных задач в рамках начала работ с информационной базой, в которой планируется вести учет по тому или иному направлению деятельности. Для конфигурации 1С:Управление автотранспортом (1С:УАТ) — это настройка тарифов на услуги автотранспорта.

В данной статье, которая продолжает серию материалов о работе в программе 1С:УАТ, рассмотрим такие задачи как ведение прейскурантов и тарифов на транспортные услуги, расчет стоимости услуг, формирование счетов, актов и др.


Установка цен на услуги автотранспорта

Настройка тарифов в 1С:УАТ производится в разделе «Услуги» --- Прейскуранты на транспортные услуги.

Рис.1 Прейскурант – пример

В программе есть возможность создавать прейскурант поставщика, для этого необходимо установить соответствующий признак в справочнике.

Тарифы можно настроить несколькими способами:

  • По параметру выработки

  • Установкой фиксированной суммы

  • Процентом от суммы

Рис.2 Тарифы на транспортные услуги

Метод расчета «по параметру выработки»

Метод расчета по выработке производится по формуле: «Значение тарифа» умноженное «Количество выработки». Для сложных тарифов «Значение тарифа» определяется из таблицы «Группировки».

Разберемся с настройками «Простой / Сложный» более подробно.

Если выбран пункт «Простой», то тогда тариф будет рассчитан по тому показателю, который указан на вкладке «Расчет». «Сложным» считается тариф, размер которого определяется по совокупности условий, согласно таблице расчета (вкладка «Таблица расчета») в которой можно указать до трех группировок по одному из доступных в программе параметров. 

Рис.3 Сложный расчет тарифа

На рисунке выше видим, что данные из группировки подставляются в табличную часть для расчета тарифа. Настройка заключается в указании интервалов действия того или иного значения тарифа. Например, в зависимости от расстояния нужно определить следующие значения тарифа: до 100 км - 200 руб, от 100 до 200 км - 250 руб, свыше 200 км - 300 руб. Тогда нужно указать группировку 1 – «Расстояние» и ввести 3 строки: <100 – 200> = 100 И <200 - 250,> = 200 - 300.

Вернемся в созданный пример простого тарифа, параметр выработки, выбран «Время в работе». Имеется предопределенный список параметров, который не рекомендуется переименовывать, поскольку с ними связаны алгоритмы расчета в программе.

Рис.4 Параметр выработки

В параметре выработки указывается в каких документах будет произведен расчет транспортных услуг.

Табличная часть «Область действия» предназначена для настройки фильтров действия данного тарифа. Например, если указаны значения Контрагент, Тягач и Груз, то тариф будет применяться в контексте перевозки указанного груза указанным тягачом для указанного контрагента. Если требуется указать несколько значений (например, несколько контрагентов или ТС), на которые будет действовать тариф, необходимо их добавить одной строчкой отбора с видом сравнения "В списке" и в значении указать нужный список значений. 

Метод расчета «Фиксированной суммой»

При методе расчета фиксированной суммой «Значение тарифа» всегда умножает на 1 (количество услуги).

Рис.5 Тариф фиксированный

Поле Условие применения, определяет применение фиксированного тарифа при нулевой выработке. Может быть «По условию» - тариф будет применен только при наличии выработки по параметру, указанному в тарифе. Или выбрано условие «Всегда» - тариф применяется независимо от наличия выработки.

Метод расчета «Процентом от суммы»

Рис.6 Тариф процентом от суммыРис.6

Метод расчета «Процентом от суммы» производится по формуле: «Базовая стоимость» умноженная на «Значение тарифа» и поделенная на 100, где «Базовая стоимость» — это стоимость «базовой» услуги, рассчитанная по базовому тарифу.

В этом случае можно указать процент доплаты от базовой услуги.

Прочие особенности установки тарифов

Если в организации используется несколько тарифов, чтобы ускорить расчет стоимости оказанных услуг, необходимо использовать тарифную сетку.

Рис.7 Тарифная сетка


 В прейскуранте имеется возможность настроить приоритет тарифов по стоимости. Этот переключатель определяет, какой тариф будет использован при расчете услуг – минимальный или максимальный по стоимости услуги. Если с учетом всех действующих ограничений (например, совпадение параметра выработки, областей действия, степени совпадения фильтров) оказываются подобраны несколько тарифов и совпадает величина стоимости услуг тарифов, то тариф выбирается случайным образом.

Переключатель «Все тарифы», означает что расчет будет произведен по всем тарифам и пользователь сможет выбрать какой расчет оставить. 

Рис.8 Приоритет тарифов

ВАЖНО! Для того, чтобы тарифы действовали, необходимо установить период действия с помощью документа «Установка прейскурантов ТС» (Раздел Услуги). В документе указывается прейскурант и дата начала действия. Дату окончания ставить не обязательно.

Рекомендуется для организации создавать один прейскурант на транспортные услуги, в котором будут отражены все необходимые тарифы.

Рис.9 Установка прейскурантов ТС 

Показатели себестоимости

Показатели себестоимости необходимы для предварительного расчета в маршрутном листе стоимости расходов, когда перевозка выполняется собственным транспортом.

Рис.10 Настройка показателей себестоимости

Чтобы настроить себестоимость необходимо зайти в раздел Доходы и расходы — Настройка учета доходов и расходов) и выполнить установку показателей.

Рис.11 Установка показателей себестоимости

Документ Заказ на ТС

Напомним, что в программе 1С:УАТ фиксировать доходы и расходы на услуги автотранспорта можно в нескольких документах:

  • Заказ на ТС

  • Маршрутный лист

  • Путевой лист, с помощью товарно-транспортного документа (ТТД)

  • Заказ перевозчику (учитываются расходы)

Поговорим обо всех по порядку.

Рассчитать доходы в документе Заказ на ТС можно на вкладке Доходы по нажатию на соответствующую кнопку, выбрав Рассчитать по тарифам. Расчет будет произведен по настроенным ранее тарифам.

Рис.12 Расчет доходов в Заказе на ТС

Напомню в программе для поставщика есть возможность также произвести настройку тарифов.

Рис.13 Прейскурант поставщика

Чтобы рассчитать расходы нужно перейти на вкладку Расходы в Заказе на ТС, выбрать поставщика и услугу, и нажать рассчитать, выбрав Пересчитать текущую строку.

Рис.14 Расчет расходов

Рис.14

Документ «Маршрутный лист»

Также доходы и расходы можно рассчитывать в маршрутном листе. На рисунке ниже, в маршрутном листе выбрано собственное ТС, если выбрать привлеченное ТС, тогда расходы посчитаются по прейскуранту с признаком «Прейскурант поставщика».

Рис.15 Маршрутный лист

Для расчета расходов на одноименной вкладке нажимаем «Рассчитать по тарифам». Сумма посчиталась по показателям себестоимости (контрагента в данном примере не будет).

Рис.16 Расчет расходов в МЛ

Переходим на вкладку Доходы нажимаем «Рассчитать по тарифам» и видим, что транспортные услуги фиксированной суммой не распределились на заказ. 

Рис.17 Расчет доходов в МЛ

Чтобы произвести распределение нажимаем распределить по заказам, в открывшемся окне, в статье дохода (статья дохода указывается в элементе справочника услуги «Транспортные услуги», которую мы выбирали в тарифе фиксированной суммой) можно посмотреть каким образом будет произведено распределение.

Рис.18 Распределение доходов по заказам на ТС

Также распределение зависит от параметра выработки указанного в статье доходов и указанного способа распределения непрямых расходов, либо по собственным заданиям ТС, либо по заданиям всех ТС. Затем нажимаем кнопку распределить и переносим в документ, соглашаемся на удаление нераспределенной строки, поскольку она будет заменена распределенными на заказ строками.

Рис.19 Распределение доходов по заказам на ТС

Важный момент! Для параметра выработки «Время в работе» указана настройка «Ввод значений в маршрутном листе: в табличной части». Благодаря данной настройке получилось распределить по заказам. Если выбрать настройку «В целом по документу» распределить по заказам будет невозможно.

Рис.20 Параметр выработки "Время в работе"

Документ «Путевой лист» и ТТД

На основании маршрутного листа можно сформировать Путевой лист, в котором учтуться прямые расходы. Расходы будут учитываться после того, как в программе будет создан План применения затрат (раздел Доходы и расходы).

План применения затрат

Рис.21 Настройка учета доходов и расходов

Обязательные статьи расходов: ГСМ, оплата труда, шины и ремонты. Такие статьи расходов как ремонты, транспортный налог, оплата услуг, парковки являются предопределенными, т.е. создавать их не нужно, их необходимо только настроить. Такие статьи расходов как амортизация, административные расходы не обязательные их можно учитывать дополнительно.

Возвращаемся в созданный путевой лист, рассчитаем его и посмотрим движение документа. Видим, что рассчитались расходы по статьям ГСМ, оплата труда и шины. Для того, чтобы рассчитались шины они должны быть установлены для данного автомобиля (Раздел Ремонты и агрегаты).

Рис.22 Движения путевого листа

Снова возвращаемся в документ ПЛ, переходим на вкладку ТТД (товарно-транспортный документ) и создаем документ, поскольку у нас был один контрагент, произошло объединение значений параметров выработки.

Рассчитать стоимость оказанных услуг можно также из документа Заказ на ТС и маршрутного листа. Главное не указывать дважды расчет доходов и расходов.

Рис.23 ТТД в путевом листе

Из документа ТТД можно сформировать различные печатные формы, такие как, Бланки ТТН, Заказ-наряд, Транспортная накладная и пр.

На основании ТТД можно посчитать выработку в путевом листе, если выбрать режим расчета: по ТТД (вкладка Дополнительно). 

Документ «Реализация услуг»

Также на основании ТТД можно сформировать документ Реализация услуг и счет на оплату покупателю. В открывшемся окне необходимо выбрать, данные для заполнения в реализации, например, если были оказаны разные услуги:

Рис.24 Создание реализации услуг

Имеется возможность настройки правила создания документа «Реализация услуг». Ниже представлена настройка, которая говорит о том, что при создании реализации на основании ТТД в поле содержание будет заполнен номер и дата путевого листа. На рисунке видно какие настройки можно указать.

Рис.25 Настройки ввода на основании ТТД

Если с выбранными настройками снова создать документ реализации, колонка содержание изменится:

Рис.26 Создание реализации услуг

Документ можно заполнять по услугам, а именно дозаполнять не выставленными услугами, заполнять предоставленными услугами за конкретный период. Использовать свертку по полям, т.е. строки с одинаковыми параметрами (услуга, выработка) будут объединены в одну строку. Как видно на скрине ниже заполнять данные можно из документов ТТД, Заказ на ТС, Маршрутный лист или корректировка записей регистров с различной детализацией.

Рис.26 Создание реализации услуг

Рис.27 Заполнение по услугам 

Отчеты по Услугам

В 1С:УАТ представлены следующие виды отчеты:

  • Действующие прейскуранты

  • Невыставленные услуги

  • Оказанные услуги

  • Предоставленные и выставленные услуги

  • Реестр на выписку счета

  • Реестр оказанных транспортных услуг

Действующие прейскуранты – в отчете отображены все тарифы, которые действуют на выбранную дату, здесь можно проанализировать стоимость и при необходимости скорректировать ее.

Рис.28 Отчет "Действующие прейскуранты"

Невыставленные услуги — отчет отображает предоставленные, но еще не выставленные услуги на начало указанного дня. Такие услуги отражаются в документах Маршрутный лист, Заказ на ТС, ТТД, Заказ перевозчику (предоставленные услуги). Выставленные услуги, это те услуги, которые мы выставили или были выставлены нам, отражаются документами Реализация услуг или Поступление материалов и услуг.

Рис.29 Отчет "Невыставленные услуги"

Оказанные услуги — отчет предназначен для анализа оказанных транспортных услуг, можно использовать в качестве акта сверки с контрагентами.

Рис.30 Отчет "Оказанные услуги"

Предоставленные и выставленные услуги — отражает начальный остаток, приход, расход и конечный остаток по услугам. Имеет несколько вариантов отчета, вариант отчета "Предоставленные и выставленные услуги" отображает количество и сумму предоставленных и выставленных услуг за указанный период. Вариант отчета "Невыставленные услуги" отображает количество и сумму предоставленных, но не выставленных услуг на указанную дату. Имеется возможность детализировать отчет до документа регистратора.

Рис.31 Отчет "Предоставленные и выставленные услуги"

Реестр на выписку счета — отчет служит для анализа оказанных транспортных услуг по объектам строительства, для строительной техники и механизмов (СТМ).

Рис.32 Отчет "Реестр на выписку счета"

Реестр оказанных транспортных услуг — отчет служит для анализа оказанных транспортных услуг. Отчет можно использовать в качестве реестра-расшифровки к счету за транспортные услуги.

Рис.33 Отчет "Реестр оказанных транспортных услуг"

Раздел «Денежные средства»

Платежные документы находятся в разделе Денежные средства, платежные документы загружаются из типовых конфигураций. Перечень документов, которые мы можем сформировать:

Рис.34 Раздел Денежные средства

Также имеется ряд отчетов по данному разделу:

Рис.35 Отчеты по денежным средствам

Платежный календарь

Рассмотрим платежный календарь, он формируется отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности.

Рис.36 Платежный календарь

Можно двойным щелчком открыть документ Заказ на ТС, на вкладке Документы указывается дата получения акта, ТТН и пр. документов. Именно от этой даты происходит контроль отсрочки платежей.

Рис.37 Дата получения документов на ТС

Таким образом, мы подробно рассмотрели настройки тарифов на услуги ТС, расчет доходов и расходов, реализацию услуг, а также отчетность раздела Услуги и немного затронули раздел Денежные средства. В следующей статье подробно проанализируем доходы и расходы с помощью отчетов.





Читайте также:

Как сделать так, чтобы внедренная конфигурация 1С позволяла каждому рядовому сотруднику четко выполнять свои обязанности, не отвлекаясь на нецелевые задачи, а каждому руководителю давала возможность гибко контролировать рабочий процесс. Лучше всего это сделать через настройку типовых, либо создание новых автоматизированных рабочих мест, каждое из которых позволяет выполнять одну или несколько функций. В этой статье расскажем о том, какие АРМы есть в типовых конфигурациях 1С, и какие специализированные рабочие места можно создать в рамках внедрения решений 1С на примерах из практики «Гигабайт».

Остались вопросы?

ФИО*
E-mail*
Телефон*
Введите ваш вопрос
Наверх